Шесть способов мыслить позитивно

Иногда после неудачного звонка с клиентом хочется закрыть ноутбук и сказать: «Да лучше бы вообще на брались за проект. Получится так же, как в прошлый раз». Такое случается у всех. Но если негативные мысли поселяются в голове вновь и вновь, это будет мешать и самому человеку, и коллегам. Разбираемся, что такое катастрофизация мышления и что с этим делать. Советы будут полезны как руководителю, так и сотрудникам агентств.

Что значит катастрофизация мышления

Это способ восприятия, при котором человек сильно преувеличивает возможный негативный результат. Чаще всего причин для этого может и не быть. Но мысли всё-равно превращаются в цепочку, где каждый следующий шаг становится всё более катастрофичным.

Чаще всего катастрофизация проявляется у руководителей, которые только открыли агентство. На фоне большого количества вопросов, которые нужно решить, может проявляться страх, что ничего не получится. Еще такое мышление связано с негативным опытом в прошлом. Например, руководитель уже открывал бизнес и он был неудачным или у сотрудника несколько раз не получалось наладить контакт с коллегами. В этом случае человек может ожидать, что неудачи повторяться.

Катастрофическое мышление проявляется у всех людей — это часть эволюционного механизма. С помощью него человек пытается обезопасить себя на случай, если произойдет что-то неприятное. Но если руководитель или сотрудники в каждой ситуации начинают прокручивать негативный сценарий, с этим лучше работать. Вот несколько советов, которые помогут в этом.

Совет 1. Отделяйте факты от эмоций

Страхи не ждут — они накатывают волной и человек не успевает понять, как ушел в негативный сценарий. Вот тут как раз нужно учиться останавливаться и смотреть в лицо реальности. Например, вместо «Если я потеряю клиента, это конец бизнесу» перевернуть мысль в такую сторону: «Действительно ли от ухода от одного клиента всё рухнет?».

Совет 2. Фокусируйтесь на решениях

Попробуйте подумать, что вы можете сделать, чтобы негативный сценарий не воплотился. Например, если обещали отправить аналитику по проекту, но не все данные смогли собрать, стоит предупредить об этом команду.

Совет 3. Используйте технику «5 почему»

Она поможет найти корень переживаний, а значит, и возможно, решение. Работает техника так: в момент, когда возникнут негативные мысли, задайте себе вопрос: «Почему это произошло?». Их должно быть пять. При это каждый следующий вопрос — продолжение ситуации, на которую вам удалось выйти. Это поможет выявить реальные причины беспокойства и предотвратить чрезмерные переживания.

Совет 4. Делитесь опасениями с другими

Любой человек хоть раз представлял себе самый ужасный исход — на работе, в личной жизни и других сферах. Обсуждение переживаний с тем, кто уже с таким сталкивался, поможет увидеть ситуацию под другим углом и уменьшить тревожность.

Совет 5. Вспомните позитивный опыт

В моменте кажется, что ситуация точно нормально не разрешится. Но проходит время и опасения оказываются напрасными. Например, клиенту понравился сайт и он порекомендовал агентство другим, а не ушел к конкурентам из-за срыва дедлайна.

Совет 6. Делегируйте задачи

Иногда представление негативного сценария связано с тем, что человек берет на себя слишком много. Перегрузка приводит к чувству, что всё на грани срыва, и любая ошибка может привести к «концу света» — провалу проекта, потере клиента или краху бизнеса.

Катастрофизация мышления помогает понять, что человека действительно тревожит, сделать паузу и найти какое-то решение. С этим можно работать по-разному, например фокусироваться на настоящем, работать с психологом или пробовать переключать внимание на решение проблем. Главное, работать с негативными мыслями постоянно. Тогда постепенно отношение к проблемам будет меняться.

Источник